Пример: Ремонт швейцарских часов BREITLING

реставрация циферблата и изготовление безеля

В ремонт поступил коллекционный винтажный хронограф швейцарской марки BREITLING послевоенного времени, золотой корпус 750 пробы.

Часы потенциально интересные, но очевидны серьезные проблемы с фасадом. Вероятнее всего, от удара отвалился передний ободок со стеклом, стрелки зацепились за одежду и оторвались, а остальное доделали годы хранения в каком-нибудь ящике стола среди ручек и старых значков.

Повреждения:
— отсутствует стекло
— утерян передний рант (безель, ободок) корпуса, в который это стекло должно вставляться
— не хватает двух стрелок
— циферблат поцарапан и потемнел, стёрлась часть разметки



 Тип механизма легко идентифицировать по вертикальному расположению малых циферблатов и 45-минутному счётчику — это Venus 170, типичная и уважаемая коллекционерами Брайтлинга машина.

С механизмом никаких заметных проблем не обнаружено, просто засохла смазка от времени. Однако, если заставлять его ходить в сухом виде, то на осях образуются канавки-выработки, и без сложного ремонта не получится добиться надежного точного хода. Поэтому механизм требуется разобрать, промыть все детали, собрать и смазать — это будет типовое обслуживание механизма, репассаж.

Хронограф Breitling Venus 170

Калибр Venus 170, типичная машина для винтажных часов марки Брайтлинг.
Колонное колесо с восемью стойками, эмблема на мосту под регулятором точности — запомните эти признаки, чтобы не купиь имитацию.

Реставрация фасада часов, изготовление безеля

Изготовление утраченных корпусных деталей — одна из непростых задач. Требуется литьё металла, расточка деталей на крупном токарном станке, и доводка вручную на малом токарном станке. Но сначала снимаем размеры и готовим чертежи.



По посадочным размерам корпуса моделируем безель на компьютере.

Процесс изготовления деталей золотого корпуса подробно описан в другом обзоре с часами Ulysse Nardin, см. ссылку. Здесь мы изготавливаем только передний ободок под стекло. Заготовка делается чуть меньшего размера, чем нужно, и поначалу она не одевается на корпус — это нормально, дальше деталь доводится вручную.

Чтобы ободок садился плотно и не отваливался от корпуса, требуется подгонка посадочного угла и диаметра с настоящей ювелирной точностью — размер протачивается за один заход по 0,01 мм, и примеряется на корпус. Когда заготовка уже начинает садиться с большим усилием, снимаются ещё лишние 0,01—0,02 мм. После этого ободок будет держаться всё ещё достаточно туго, но в будущем при ремонте и обслуживании часов его можно будет снимать без повреждения полировки.



На малом токарном станке доводим заготовку до нужных размеров, чтобы посадка нового безеля на корпусе была умеренно плотной.

Теперь можно установить стекло, заодно подбираем и примеряем утерянные стрелки. Стрелки должны совпадать по стилю, размеру, и оттенку темно-синего воронения.



Обратите внимание на логотип Venus в виде щитка со звездой, и цифры 170 — номер калибра.

Печать циферблата

Повреждения и потемнения на циферблате — это не грязь, а коррозия в слое лака, и чистка здесь не поможет. Проблему будем решать новой печатью.

Типичные операции по печатной реставрации циферблата:

1. Циферблат сканируется на сканере, с него делается векторный макет.

2. На компьютере убираются или выравниваются все недостатки.

3. Изготавливается типографская матрица с цифрам и разметкой. Если применяется несколько цветов печати, то изготавливается несколько матриц.

4. С пластинки циферблата снимается покрытие, наносится новое покрытие (в нашем случае — серебрение).

5. Подбирается краска, наносятся цифры на типографском печатном оборудовании тампонной печати.

Получается заводской циферблат точно такой же, как был раньше (и даже на той же старинной пластинке), только совсем как новый. При желании, его можно даже немного "состарить", добавить небольшие следы времени.

Циферблат хронографа Breitling

Циферблат BREITLING с обновленной печатью. Особое внимание уделяется шрифтам и позициям линий.
Малые шкалы секунд и счётчика должны четко попадать в свои позиции на циферблатной пластинке.

печать циферблата Breitling

После готовности циферблата — собираем, настраиваем и проверяем работу хронографа.

После недельного тестирования хронографа — установка нового ремешка, упаковка, и отправку клиенту.

Реставрация циферблата всегда несколько уменьшает коллекционную ценность часов, экземпляры с оригинальным циферблатом всегда ценятся выше. Восстанавливать циферблат с полной печатью имеет смысл только если он сохранился совсем плохо, и других вариантов нет. Если циферблат Ваших часов имеет повреждения — присылайте фотографии на электронную почту german.polosin@gmail.com, можно подобрать варианты реставрации.

 

-----> В раздел "Ремонт и реставрация часов"

-----> В раздел "Часовое ателье"



INSTAGRAM TWITTER FACEBOOK YOUTUBE (C) 2005-2024 German V.242 Polosin. Копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения автора.
Контактный e-mail german.polosin@gmail.com