Дамские часики Ulysse Nardin, изготавливаем новый золотой корпус

Изготовление нового часового корпуса из золота для старинного механизма

Проект изготовления уникальных золотых часов Audemars Freres Sonnerie вызвал большой интерес, и продолжением темы стало изготовление более простого корпуса классического антикварного вида, выполненного по старинной технологии. Постараемся повторить операции, которым следовали старые мастера 100 лет назад.

Кандидатом на новую золотую "одёжку" стал миниатюрный механизм именитой швейцарской фирмы ULYSSE NARDIN, произведённый в 1890-х годах на фабрике в Ле Локле, на базе заготовки от ещё одной именитой фирмы LeCoultre & Co.



Исходный механизм, подписной с клеймом "ULYSSE NARDIN – LOCLE" на плате. В отличной "винтажной" сохранности.

Габаритный диаметр механизма 27.5 мм, значит минимальный внешний диаметр корпуса получится 30 мм. Делать корпус толще нежелательно как из-за лишнего расхода драгметалла, так и по эстетическим соображениям. Корпус не должен утяжелять изделие, не должен мешать и забирать фокус внимания с циферблата.



Как всегда, первая стадия – чертёж, который строится индивидуально под конкретный механизм.

Собственно изготовление начинается с колец-заготовок, из которых будут делаться детали корпуса. Кольца из толстой полосы, которую прокатали в вальцах для уплотнения металла, свернули, пропаяли, и потом долго выравнивали, опиливали.



Первичная заготовка корпуса – кольцо из золота.



Токарные работы выполняем строго по чертежам, получается набор колец-заготовок.




Форма вырисовывается, но пока это болванка.




Вытачиваем заготовки креплений для ушек формы "оливка".
Обратите внимание на бракованный образец – иногда отливка металла содержит раковины, и деталь приходится переделывать.




Оливки отполировали и припаяли на штифтах к корпусу золотым припоем.




Итого – заготовка корпуса и куча стружек, обрезков. Обрезки тоже пригодятся чуть позже.
Часть стружек при обработке теряется, при переплавке также есть шлаковый угар – это вынужденные потери.




Первая примерка механизма, уже напоминает будущие часики. Только стрелочку подобрать на замену.





Из обрезков вытачиваем кнопку-поддавку для перевода стрелок.



Стадии изготовления "грибка", втулки для кнопки, деталь точится на обычном часовом токарном станочке.




Намечаем и сверлим отверстие для монтажа грибка, подгоняем диаметр и крепим на запрессовку.

Вытачиваем собственно нажимную кнопочку-поддавку.



Заводная головка подобрана старинная ремкомплектная в обтяжке из толстого золотого листа.

Полируем корпус, вклеиваем стёкла, собираем изделие, и пора делать ушки.
Под ушки отрезается золотая проволока.




Загибаем, подгоняем, полируем...



Всё готово, остался ремешок. Золотой корпус плотный, толстенький, сверкает полировками.

В итоге у нас получился классический корпус артельного типа, старинная "переходная" конструкция от карманного типа к наручному. Именно в таких корпусах выпускались самые первые наручные часы в 1905-1910-х годах. Наручные корпуса изготавливали как фабрики в Швейцарии, так и часовые артели раннего РСФСР–СССР. Ниже приведены старинные примеры часов в корпусах такого же типа.

   
 

Longines 1913 года, оригинальный серебряный корпус.


ГЕНРИХЪ КАНЪ 1915 года, оригинальный золотой корпус  
   


В. ГАБЮ, артельный корпус из золота


Генри Мозер, артельный корпус с хромированием 
   

По сути, приведённый пример работы является исторической реконструкцией работы советских часовых артелей, которые изготавливали аналогичные часовые корпуса в 1920-30-х годах индивидуально под механизмы карманных часов. Разница в том, что советские артели избавляли часы от золотых корпусов (золото шло на нужды СССР), и "одевали" их в дешёвые латунные корпуса. Мы же в данном проекте возвращаем часам достойное золотое оформление, утерянное давным-давно в недрах ломбардов.

Из стилистических и конструктивных нововведений применена задняя крышка со стеклом, чтобы можно было полюбоваться тикающим старинным механизмом, и в целом чуть более современные пропорции.

После корпусных работ также потребовалась чистка механизма. Добавляем классический ремешок, и у нас всё готово.


Технология изготовления часовых корпусов "антик" показала свою относительную простоту. Технология предполагается к мелкосерийному применению для проектов в демократичном ценовом диапазоне. Следующие проекты планируются в полноразмерном мужском формате ~45-46 мм, для любителей "царского" размера.

Дополнительно:
        О проекте "часы по подписке"
        О советских часовых артелях



INSTAGRAM TWITTER FACEBOOK YOUTUBE (C) 2005-2024 German V.242 Polosin. Копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения автора.
Контактный e-mail german.polosin@gmail.com